Назад

Учимся дружить со сверстниками

На самом деле умению общаться следовало бы поучиться и многим взрослым, ведь именно от них в первую очередь ребенок перенимает все привычки, манеру разговора и взаимодействия со сверстниками, со старшим поколением. А сколько трудностей порой возникает при социализации человека в новом коллективе вне зависимости от его возраста.

Но если бы с раннего детства ребенку показали, как нужно вливаться в коллектив, как с ним взаимодействовать, как не стать в нем изгоем, то, скорее всего, о таких проблемах, как детский суицид, или асоциальное поведение, мы бы слышали гораздо реже.

Учим своим примером

Как вы думаете, как будет себя вести ребенок в обществе, если в его семье принято разговаривать на повышенных тонах, поднимать руку на беззащитного или более слабого, оскорблять и унижать? Он бессознательно скопирует поведение взрослых, более того, будет считать его нормальным и самым естественным, ведь он не знает, что можно и по-другому.

Но такое происходит не только в неблагополучных семьях.

Так, хлопнув по попе ребенка за непослушание, ждите от ребенка той же агрессии и по отношению к вам, и по отношению к соседу по детской площадке, когда придется делить игрушки. И мы уже не говорим о крайних формах агрессии в семье в отношении ребенка, систематические унижения. В подростковом или более старшем возрасте такое отношение может привести не только к чрезмерной замкнутости и плохой успеваемости, но и к преступному поведению.

Семейный сценарий

Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью, успешным и в личной жизни, и в профессиональном плане, следует уделять огромное внимание общению внутри семьи, показывать личным примером, как нужно дружить и договариваться между собой, тогда ребенок автоматически усвоит семейный опыт и положительный жизненный сценарий.

Ходить или не ходить в садик?

Представим ситуацию: в семье гармония и порядок, и родители принимают решение не водить ребенка в садик во избежание болезней и пагубного влияния социума.

Ребенок стал другим

Действительно, можно признать, что посещение садика меняет поведение ребенка и зачастую, как может показаться сначала, не в лучшую сторону, ведь там он взаимодействует с другими детьми, которые могут быть из разных семей, в том числе из неблагополучных или тех, где родители заняты в основном только собой.

Как результат

В первые недели посещения садика родители ребенка, выросшего в тепличных условиях, перестают его узнавать. Он становится менее управляемым, приносит из сада плохие слова и новые привычки. Но это лишь видимая часть айсберга, а что же на самом деле дает ребенку детский сад?

Социальная адаптация

Хорошо, допустим, вы приняли решение не водить ребенка в садик, а что дальше? Не отпустите его в школу? Институт? На работу? Или вы думаете, что в этих социальных структурах ваше чадо будут окружать только положительные примеры? Нет, на самом деле многие родители уверены, что к этому возрасту их ребенок уже научится различать, что хорошо, а что плохо, но откуда? Откуда такая уверенность и такие возможности, если ребенка всю его жизнь ограничивали в социальных контактах, не давая шанса научиться разбираться в людях и дружить со сверстниками?

Не оберегать, а помогать

Ключ к успешному взаимодействию с социумом лежит вовсе не в ограничениях, а в опыте общения и преодоления трудностей. Иными словами, чем больше ваш ребенок будет находиться в трудных (для его возраста) ситуациях в общении со сверстниками, тем больше у него шансов каждый раз справляться с ними все лучше и лучше, конечно, при условии, что мама (или папа) будет рядом первое время. Роль родителей и заключается в том, чтобы подготовить ребенка к разным жизненным ситуациям, научить решать возникающие конфликты и проблемы, а не оберегать от них.

От помощи к самостоятельности

Первое время именно мама (или папа) помогает решить возникающую проблему в общении со сверстниками: дружно играть на детской площадке, делиться игрушками, не бить и не быть побитым другими малышами. Не нужно бояться, что если вы будете помогать ему решать конфликты (не за него, а вместе с ним), то потом он сам не сможет противостоять обидчику. Напротив, сможет и очень эффективно.

Зона ближайшего развития ребенка

Этот психологический закон открыл Лев Семенович Выготский, выдающийся отечественный психолог, автор таких трудов как «Инструментальный метод в педологии», «Проблема культурного развития ребенка», «Орудие и знак в развитии ребенка» и др., смысл которого в том, что завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с мамой (или папой), и именно благодаря тому, что это было «с мамой» (или «с папой»). Доказано, что такой ребенок развивается быстрее, чувствуя себя более успешным и уверенным в своих силах.

Истинная роль секций и подготовительных курсов

Сейчас сплошь и рядом можно увидеть множество кружков по развитию ребенка: английский язык, плавание, йога, танцы, развивающие занятия, лепка, рисование, шахматы и спортивные секции. Родителям предлагается огромное количество методик по раннему развитию их чада, включая физическую подготовку, сенсорное и музыкальное воспитание, развитие речи, знакомство с окружающим миром, основы игровой деятельности и взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

Обратная сторона медали

Эта гонка за знаниями и ранним развитием, желание сделать из ребенка вундеркинда нередко приводят к появлению напряжения и стресса, так как ребенок не готов опережать естественное взросление, поэтому все хорошо в меру и по возрасту. При выборе секций и кружков учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Сколько секций выбрать

Не нужно записывать его сразу во все секции, занимая все свободные дни недели, достаточно одной-двух, чтобы у ребенка детство оставалось детством, чтобы у него было время и на простые домашние игры, гуляние во дворе с ребятами и общение с мамой и папой, на простой телесный контакт и душевное осмысление происходящего.

Блажь, необходимость или дань моде?

Все секции призваны научить вашего малыша каким-то определенным умениям. На самом деле самый главный навык, который он приобретает там через игры, это социальная адаптация. Ведь рисовать, говорить английские слова, лепить, танцевать и делать еще какие-то вещи ваш ребенок может научиться и потом, в этом нет особой спешки. Но умение взаимодействовать со сверстниками, учиться договариваться, общаться и решать спорные вопросы пригодится в любом возрасте. И чем раньше он освоит эти навыки, тем проще ему будет адаптироваться в любой другой социальной группе.

Заменяют ли секции детский сад?

Нет, поскольку в садиках, помимо развития коммуникативных навыков, ребенок осваивает режим, учится планировать свое время и распорядок дня, длительно находясь без родителей, развивая навыки самообслуживания, которые тоже пригодятся ему в жизни и при взаимодействии с другими людьми. Кроме того, именно в садиках, где дети из года в год вместе дружат и заняты общим делом, дети находят себе первых друзей, многие из которых остаются с ними на всю жизнь.

Вместо заключения, или «жизненный сценарий по кругу»

Во всех социальных структурах основное приобретение в жизненную копилку ребенка – это навыки общения, умение находить общий язык с новыми людьми из совершенно разных слоев общества. Подростки потом смогут легко адаптироваться в летних лагерях, проходить разные курсы обучения в группах, не бояться людей и взаимодействия с ними на улице, в магазинах, смогут научиться разбираться в людях, что убережет их от неприятных историй.

От своего детства до своих детей

Потом эти навыки передадутся во взрослую жизнь, где они смогут получить качественное образование в институте, смело выступая на семинарах, подготавливая научные работы в аспирантуре, защищая кандидатские работы и диссертации. Словом, они легче будут преодолевать трудности, связанные с общением, смогут лучше себя реализовать профессионально и творчески, а также без проблем построят здоровые отношения в семье, передав свой опыт общения следующим поколениям.

Сайт «Здоровая России» Анисия Ваднай