Назад

Как поговорить с дочерью о ранней беременности и предотвратить аборт?

В первую очередь мы должны понимать, что для того, чтобы девочка-подросток была готова поговорить с родителями о своей беременности, необходимо обеспечить принимающие, доверительные отношения с ребенком не только в тот момент, когда это уже прошло, но и в период кризиса подросткового возраста, который часто выражается в снижении авторитета родителей и доверия к их мнению и советам.

Поэтому крайне важно суметь сохранить у подростка ощущение, что дома мама и папа любят и принимают его независимо ни от чего, демонстрировать безусловную любовь к ребенку и стремиться понять и прочувствовать его поступки.
От того, какую оценку беременности дадут родители, зависит не только решение о ее сохранении, но и дальнейшее психологическое благополучие подростка и гармоничность детско-родительских отношений в семье.
Именно поэтому первое и самое необходимое правило – дать понять девочке-подростку, что родители не осуждают ее за беременность, как за какой-то проступок, сравнимый с плохими оценками, прогулами в школе и тд. Очень часто мы стремимся смотреть на поступки детей с точки зрения поощрения и наказания как основных методов воспитания. Однако, в случае ранней беременности необходимо понимать, что эти методы не являются эффективными и не позволят нам решить сложившуюся ситуацию. В ситуации, когда сам подросток приходит к родителям рассказать о случившемся, он, в первую очередь, испытывает потребность в поддержке и придании определенности ситуации, в которой девочка не способна сориентироваться самостоятельно. Позиция друга и товарища в лице мамы (папы) поможет снизить общую тревожность и страх относительно наступившей беременности и расположит подростка к принятию общего решения о дальнейших действиях. В противном случае, если мы сразу начнем давать оценку действиям девочки-подростки, это усилит ее эмоциональные переживания и скорее всего приведет к негативным последствиям, о которых мы как родители можем и не узнать.

Второе правило – обязательно выяснить, как сама девочка относится к наступившей беременности, что чувствует и что планирует делать. Почему это важно? Мы можем начать сразу предлагать подростку варианты решения сложившейся ситуации, которые кажутся нам наиболее адекватными, но при этом не учитывают желания и чувства самого ребенка. В таком случае родитель становится носителем тех норм и правил, которые не принимаются подростком, а значит, вызывают в нем отвержение и ощущение непонимания и непринятия. Это приведет к тому, что дальнейшие действия девочки-подростка не будут согласовываться с родителями и могут привести к негативным последствиям. Если же мы стремимся понять чувства и эмоции ребенка, мы, с одной стороны, демонстрируем подростку значимость его переживаний и желаний, с другой – обеспечиваем себя необходимой нам информацией о случившемся, о дальнейших планах ребенка, его отношением к беременности, что позволяет нам контролировать происходящее и иметь возможность влиять на принятие решения.

Третье правило – суметь продемонстрировать девочке-подростку все возможные варианты развития событий. Часто подростки измеряют жизнь и происходящие события с точки зрения «черное» и «белое» и не способны самостоятельно рассмотреть все стороны ситуации ввиду отсутствия опыта и присущего им максимализма. Наша задача создать для подростков ориентирующую «схему» дальнейшей жизни, исходя из того, какие могут быть приняты решения. Чем больше положительных вариантов мы продемонстрируем подростку, тем больше вероятность принятия правильного решения, которое не только позволит не совершить ошибку, но и четко определит возможности самой девочки-подростка для достижения успеха, реализации запланированного и тд. Важно помнить, что наша первоначальная задача – снизить ощущение тревоги и неопределенности у подростка, которые могут привести к необдуманным решениям. Как только мы поможем девочке-подростку сориентироваться с сложившейся ситуации, снизить уровень переживаний, мы обеспечим не только доверительное отношение к родителям, но и принятие наступившей беременности как ситуации, в которой она не одинока и которая не требует кардинальных необдуманных решений.

сайт «Здоровая Россия»